Форрест Гамп
/Forrest Gump/
США (1994)
Жанр: Драма/Комедия
Режиссер: Роберт Земекис
Актеры: Том Хэнкс, Робин Райт Пенн, Гари Синиз, Майкелти Уильямсон, Сэлли Филд, Ребекка Уильямс, Майкл Коннер, Хэмпфри Харольд, Дж. Хертэм, Джордж Келли, Боб Пенни
Производство:
Длительность: 142 минут
Захватывающий, глубокий, очень добрый и трогательный фильм рассказывает от лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, историю его необыкновенной жизни. Фантастическим образом превращается он в известного футболиста, героя войны, преуспевающего бизнесмена. Он становится миллиардером, но остается таким же бесхитростным, глупым и добрым. Форреста ждет постоянный успех во всем, а он любит девушку, с которой дружил в детстве,но взаимность приходит слишком поздно.
– Беги, Форрест, беги!!!
Фраза стала для американцев (да и, впрочем, далеко не только) столь же нарицательной, как в СССР в своё время – не менее афористичные слова из романа «Два капитана» Вениамина Каверина, призывавшего «бороться и искать, найти и не сдаваться». И всё же разница есть! Форрест добивается невиданных результатов, а то и совершает подвиги, пожалуй, не столько по велению сердца, сколько – следуя наставлениям общества, прямым либо косвенным. Это может быть миссис Гамп, оригинальным способом поспособствовавшая тому, чтобы её ребёнок с плачевно низким IQ тем не менее попал в школу. Или государство, призвавшее Форреста на военную службу и отправившее во Вьетнам. Или лучший друг, лейтенант Дэн Тейлор. И так далее…
Композиционно фильм (вслед за положенным в основу одноимённым романом Уинстона Грума в адаптации опытного сценариста Эрика Рота) не случайно способен вызвать в памяти великие сатирические сочинения эпохи Просвещения, вышедшие из-под пера Свифта и Вольтера. Ведь умственно отсталый персонаж, наивными и добрыми глазами взирающий на окружающую действительность, очень схоже используется Робертом Земекисом, получившим изумительный эффект незамутнённого взгляда на этот «лучший из миров». Тому же служит остроумный закадровый текст, с кажущимся равнодушием произносимый Томом Хэнксом (сегодня уже сложно поверить, но изначально на роль был выбран Билл Мюррей), бесхитростно и без утайки излагающим столь богатую на громкие события биографию Гампа. Без такой предпосылки задуманная режиссёром «энциклопедия современной американской жизни», всей второй половины XX столетия (а это сразу несколько эпох, яростно сменявших одна другую), едва ли получилась бы столь ёмкой и наблюдательной. Главенство заскорузлых настроений, тем более на Юге США, спорт и деньги, Вьетнамская кампания, движения гражданского протеста и популярность идеологии «хиппи», громкие политические скандалы и мода на стиль диско, плавно сменившиеся ростом неоконсервативных настроений при «рейганомике»… Кажется, никакое из важных общественных явлений не обошлось без участия Форреста. Специальные эффекты высочайшего уровня, произвёдшие фурор не меньший, чем компьютерная графика второй части «Терминатора», многократно усилили аутентичность, сделав вымышленного героя совершенно неотличимым от исторических личностей (вроде Элвиса Пресли и Джона Ф. Кеннеди), запечатлённых в хронике. Впрочем, лишь исход жития Форреста Гампа, уставшего от мытарств и по-настоящему обретающего счастье в приобщении к исконным, семейным ценностям, раскрывает истинные земекисовские намерения. Режиссёр, достигший рубежного сорокадвухлетнего возраста, отважился подвести итог, пожалуй, самого продуктивного периода существования своего поколения – поколения baby boom, вышедшего на авансцену двумя десятилетиями ранее, идеалы которого, в отличие от предшественников да и тех, кто пришёл на смену в 1980-е («яппи»), блестяще выдержали испытание временем. Косвенным свидетельством тому и стал триумф «Форреста Гампа».
– Стой, Форрест!